Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Проблема формирования навыка самоконтроля у школьников всегда занимала важное место в учебно – воспитательном процессе. В настоящее время эта проблема не утратила своей актуальности. В современной образовательной среде важным элементом является формирование личности, которая способна к творческому саморазвитию, самоопределению и к самопознанию. Необходимость совершенствования системы образования представлена в нормативно-правовых документах, в частности, закон РФ «Об образовании», национальная доктрина образования в Российской Федерации, ФГОС и др. Это также важно для формирования творческой составляющей в личности каждого человека.
В современном обществе востребованы многие личностные качества субъекта, в частности, самостоятельность в решениях и преодолении задач, творческая самореализация, творческий подход. Процесс формирования личностных свойств и качеств у школьников требует особого подхода. В связи с этим существует необходимость в инновационных методах обучения самостоятельной деятельности школьников. Чтобы сформировать у школьников навыки самостоятельной работы, необходимо перенести акцент с традиционного усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН) на деятельностный подход в обучении. Самостоятельность в учебной работе позволяет ученикам осуществлять самоконтроль и самооценку своей учебной деятельности.
Цель работы: изучить формы и методы организации самостоятельной работы на уроках русского языка.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования: формы и методы формирования навыков самоконтроля посредством организации самостоятельной работы школьников на уроках русского языка.
Задачи:
1. Изучить сущность понятия самостоятельная работа в условиях ФГОС.
2. Рассмотреть средства, методы и приёмы организации самостоятельной работы школьников на уроках русского языка.
3. Описать организационно – педагогические условия организации самостоятельной работы на уроках русского языка.
4. Предложить методические рекомендации по организации самостоятельной работы на уроках русского языка.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка [Текст]
/ Е.С. Антонова – М.: Академия, 2010. – 448 с.
2. Валгина, Н.С. Активные процессы в современном русском языке [Текст] /Н.С. Валгина - М.: Наука, 2011. – 217с.
3. Гаффоров, А. А. Компоненты семантической структуры грамматического рода субстантивов / А. А. Гаффоров. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1094-1097. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28631/ (дата обращения: 15.03.2023).
4. Демичева, В.В. К вопросу о количественных изменениях в группах существительных различной родовой принадлежности в языке XX века [Текст] / В.В. Демичева //Материалы Всероссийской научно-практической конференции – Липецк, 2007. – С. 15 -18.
5. Демичева, В.В. Формирование у школьников грамматического понятия «категория рода имени существительного» при реализации ФГОС [Текст] / В.В. Демичева //Работа образовательных учреждений в условиях стандартизации //Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 140-летию вуза и 40-летию факультета – Белгород, ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2016, С. 48 – 51.
6. Диброва, Е. И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2 частях [Текст] / Е.И. Диброва. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 43–47 с.
7. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практическое пособие [Текст] / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова. – М.: АРКТИ. - 2008. - 77 с.
8. Кон, И.С. Психология самостоятельности [Текст] / И.С. Кон // Педагогика здоровья.- 2009. - No7. - С.96-100.
9. Коноводова, Ю. А. Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся / Ю. А. Коноводова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 173-176. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/318/ (дата обращения: 15.03.2023).
10. Коноводова, Ю. А. Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся» при обучении школьников / Ю. А. Коноводова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2536/ (дата обращения: 15.03.2023).
11. Коротаева, Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения [Текст] / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2005. – 98 с.
12. Методика преподавания русского языка: учебн. пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений [Текст] / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М. Академия, 2011. – 464 с.
13. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст] / А.М. Матюшкин // М. - 2010. - 720 с.
14. Мельникова, А. С. Организация самостоятельной работы школьников на уроках / А. С. Мельникова. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5766/ (дата обращения: 15.03.2023).
15. Оспенникова, Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: в 2 ч [Текст] /Е.В. Оспенникова // Пермь. - 2003. - 301 с.
16. Пешковский, А.М. Русский синтаксис в научном освещении [Текст] / А.М. Пешковский, - М.: Языки славянской культуры, 2011. - 544 с.
17. Потебня, А.А. Мысль и язык [Текст] / А. А. Потебня. - СПб., 2012.-192с.
18. Рахманова, Л.И. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология: Учеб. пособие [Текст] / Л.И. Рахманова. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во «ЧеРо», 2007. – 480 с.
19. Русский язык. Комментарии к урокам: метод. пособие [Текст] /С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. - М.: Вентана – Граф, 2013. - С. 3 - 5.
20. Сенина, Н. А. Русский язык. Нормы речи: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10–11-й классы [Текст] / Н. А. Сенина, Т. Н. Глянцева, Н. А. Гурдаева; под ред. Н. А. Сениной.- Изд.3-е, перераб.- Ростов н/Д: Легион, 2016.- 240 с.
21. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис [Текст] / Под общей ред. Л.А. Новикова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2004. – 864 с.
22. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г.К. Селевко // М.: НИИ шк. техн. - 2005. - 224 с.
23. Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты [Текст] / сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф., Могилев, 9 нояб. 2018 г. Могилев. гос. обл. ин-т развития образования; под общ. ред. Т. И. Когачевской. Могилев: МГОИРО. - 2018. - 567 с.
24. Сущность понятия «Самостоятельная работа» [Информационный ресурс] - Режим доступа: www.cyberleninka.ru (дата обращения: 15.03.2023).
25. Титов, В. А. Методика преподавания русского языка. Конспект лекций [Текст] / В.А. Титов. - М.: Приор – Издат, 2008. – 174 с.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Официальный сайт Министерства образования и науки. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/russkij-yazyk/fgos/fgos-ooo.html?ysclid=l8wz9aouhc712233827 (дата обращения: 15.03.2023).
27. Фомичёва, И. Б. Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности / И. Б. Фомичёва, Н. Г. Турусова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 415-418. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7700/ (дата обращения: 15.03.2023).
28. Ширяева, С. Н. Категория рода имени существительного / С. Н. Ширяева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 594-597. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39838/ (дата обращения: 15.03.2023).
29. Щерба, Е.А. Категория рода имени существительного в русских загадках [Текст] /Е.А. Щерба //Первое сентября. – 2016. – С.3-6.